Чтобы «достучаться» до должника, коллекторы часто звонят его родственникам и друзьям. Цель одна — выяснить местонахождение неплательщика или убедить его погасить долг. Но законно ли это? Что делать, если вы оказались в такой ситуации, и откуда у коллекторов номера родственников и знакомых — рассказываем об этом подробнее.

Как коллекторы узнают номера телефонов родственников

  • Анкета на займ или кредит. В ней указывается не только основной, но и дополнительный номер, а также телефон человека, через которого можно связаться с вами. Обычно в этой графе вписывают номер близкого родственника (супруга, родителя) или друга.

  • Социальные сети. Коллекторы используют «ВКонтакте», «Одноклассники» и другие платформы, чтобы найти номера родственников и друзей должника. Они также просматривают публикации и комментарии в открытых аккаунтах, чтобы узнать о местонахождении и финансовом положении заемщика или его близких.

  • Поисковые системы (например, Google, «Яндекс»).  Коллекторы используют поисковые системы, чтобы найти нужную информацию. Например, вводят различные запросы: адрес должника или место его работы, связанные с должником сайты или страницы в соцсетях. Потом просматривают полученные результаты, анализируют, сопоставляют с фактами и применяют в работе с задолжавшими клиентами.

  • Покупка баз данных на «черном» рынке.  Это незаконно, но для коллекторов все средства хороши. Некоторые агентства покупают базы данных у третьих лиц без разрешения владельцев. Таким образом они получают конфиденциальную информацию о должниках, включая их телефон, адрес, данные их родственников.

  • Анализ финансовых документов. Коллекторы изучают финансовые документы должника — налоговые декларации, банковские выписки и кредитные истории. Для них важно все, что может дать информацию о финансовом положении заемщика и его отношениях с родственниками.

Законны ли звонки коллекторов родственникам и близким должника

Согласно ст. 4 ФЗ № 230-ФЗ, коллекторы имеют право связываться с близкими должника, только если у них есть два письменных согласия на взаимодействие. Одно согласие — от должника, второе — от третьего лица, с которым связываются коллекторы. Обычно разрешение должника получают, когда тот подписывает кредитный договор, но согласия третьего лица у кредиторов нет.

Но многие коллекторы игнорируют это законное ограничение и злоупотребляют своими полномочиями:

  • Многократно звонят родным и друзьям должника.

  • Угрожают его близким и родственникам потерей имущества, доведением долга до исполнительного производства, испорченной кредитной историей.

  • Вымогают деньги. Просят помощи для близкого человека, используя простые приемы манипуляции. Например, фразы: «Знаете ли вы о проблемах родственника?», «Может ли он рассчитывать на финансовую поддержку с вашей стороны?».

  • Распространяют ложную информацию о долге. Или вводят в заблуждение: например, утверждают, что должника посадят за неоплаченные кредиты и микрозаймы.

Все это происходит с одной целью — напугать родственников и буквально «вынудить» их погасить долги.

Такими действиями коллекторы грубо нарушают закон, за что могут быть привлечены к ответственности.